Иногда думаешь: правильно японцы называли европейцев «варварами». Как варвар делает изобретение? Придумает суперштуковину, запатентует ее и старается «срубить побольше бабок» (или стать известным, получить Нобелевскую премию, на худой конец - почетную грамоту). Потом те же варвары до хрипоты и мордобоя (антиглобалисты, например) спорят на тему «хорош или плох технический прогресс».
Японцы же нашли дзенски изящное решение: выйти за пределы добра и зла прогресса и искать в нем лишь чистую Красоту. В поисках красоты выворачивается на изнанку весь процесс изобретения: создаются заведомо бесполезные вещи. Изящные и абсурдные пустяковины превращаются в объекты искусства. В Японии они называются «чиндогу» или «шинтоку» (chindogu).
Там существует Международное общество Чиндогу (International Chindogu Society). Книги энтузиаста движения Кендзи Каваками (Kenji Kawakami) переведены на английский язык и выставлены на Amazon.com. В них приведены примеры 200 бесполезных изобретений.
Обычно чиндогу огульно помещают в число технических новинок, но давайте взглянем на них с точки зрения моды. С одной стороны, собирательство и придумывание чиндогу могло бы стать изысканным хобби вроде икэбаны или оригами. С другой - любителям японского дизайна, как и всем поклонникам авангардной моды, пошло бы на пользу разнообразить свой гардероб при помощи чиндогу. Благо, среди них есть много предметов одежды и аксессуаров. Например:
Возможно, снобы посмеются над этими изобретениями, но пусть прежде зададут
себе вопрос: «А если бы на каждом из них стояло по лейблу?» На
серьгах - Bulgari... На плаще - JP Gaultier... На футболке - McQueen... На
зонтиках для ботинок - Patrick Cox...Их покупали бы за милую душу.
Только настоящее чиндогу не купишь - их можно повторить самому. Их идеи
бесплатно распространяются, но чиндогу не продаются даже как
«приколы». Иначе они приносили бы доход, т.е. имели бы пользу.
Чиндогу - бескорыстный дар Востока. Дар всем тем «варварам», кто
творит себе кумиров из вещей. Они - напоминание «упертым»
модникам об эксцентричности великих денди прошлого. О свободе настоящих
эстетов: быть бесполезными.
Арсений Загуляев
15 марта 2002 г.